... эстафету принял новопостроенный Дворец фестивалей. Этот грандиозный рогатый куб на берегу напоминает одновременно парижский Центр Помпиду с его индустриальным стилем и египетскую гробницу, куда можно замуровать и Аиду, и Радамеса, и еще несколько тысяч зрителей, которые просто не найдут оттуда выхода – так он велик. С появлением дворца фестиваль смог позволить себе собственные крупные оперные проекты. Один из них и был предъявлен в эти дни – "Андре Шенье" Умберто Джордано, который поставлен специально к случаю совместно с оперой Ниццы. Пели тенор Альберто Купидо, баритон Хуан Понс, сопрано Джованна Касолла; сразу в двух партиях выступила Ольга Александрова, знакомая зрителям Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль пышный и дорогой, цена на билеты доходила до 132 евро.
В рамках оперной программы фестиваля приехал и "Геликон". Его приглашают сюда уже второй год подряд. В 2001-м он привозил русский репертуар – "Евгения Онегина" Чайковского и "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. На этот раз привез репертуар западный.
Трудно придумать два вечера более контрастных: полные шлягерных мелодий "Сказки Гофмана" Оффенбаха и "Лулу" Берга, где мелодики как таковой нет вообще - это первая постановка в России атональной музыки. До сих пор мне казалось: зачем ехать в Тулу со своим самоваром, не благородней ли просвещать аборигенов насчет русских шедевров? Потолкавшись в толпе взбудораженных испанцев, я понял, что это как раз и есть важнейший момент включения русского музыкального театра в мировой оперный процесс. Театр, как и кино, как и музыка, становятся делом наднациональным, российские оперные певцы составляют очень заметную часть нашего "культурного экспорта" и блистают в труппах Вены, Парижа, Милана, Торонто, Берлина, Нью-Йорка. То, что из Москвы в Испанию прибыла не дежурная загадка русской души, а вполне дееспособный коллектив, предлагающий свое прочтение сложнейшего мирового репертуара, означает, что мы здесь в качестве мастеров, а не экзотики на сладкое.
В трехтысячный зал дворца билеты на "Геликон" распроданы. "Сказки Гофмана" прошли на хорошем нерве и с бурным зрительским откликом. Марина Андреева в партии Олимпии и Лариса Костюк – Никлаус пользовались особенным успехом. Бурную овацию сорвали Владимир Понькин, который с нового сезона займет пост главного дирижера "Геликон-оперы", и режиссер Дмитрий Бертман, создатель театра и его мотор. Для меня лично стали открытием возможности "Геликона" в принципе. Московская публика знает его как театр камерный в буквальном переводе этого слова – комнатный. Режиссер и сценографы ухитряются разместить на сцене глубиной в два метра и Древний Египет, и пушкинский Петербург, и шекспировские страсти; публика дышит в спину дирижера. Наши критики уже привыкли язвить насчет того, будут ли слышны геликоновы звезды на просторах больших сцен. Свидетельствую: в здешнем трехтысячном зале маленький театр слышен лучше Большого.
... около сорока процентов публики фестиваля составляют любители музыки из Мадрида, Барселоны и соседней с Калабрией Страны Басков, причем, как утверждает синьор Осехо, люди приехали не за солнцем, а именно на старейший в Испании музыкальный праздник. Много представителей крупнейших газет - испанских и международных...